07.12.2017 12:09 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

9 декабря мир отмечает Международный день борьбы с коррупцией.

Существование такой даты (непосредственно предшествующей Дню прав человека, отмечаемому 10 декабря) символизирует то значение, которое международное сообщество придает соответствующей проблематике.

Именно в этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Этот день обязывает государства — члены ООН информировать общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции.

Можно выделить две большие группы предпосылок для международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции.

Первая связана с масштабами проявления коррупции в современных государствах, позволяющими говорить о «чертах системной угрозы миру и безопасности человечества». В преамбуле к Конвенции ООН против коррупции соответствующие риски суммированы достаточно четко. Речь идет о том, что коррупционные проявления способны нанести ущерб демократическим институтам, правопорядку и национальной экономике, задействовать большие объемы активов, составляющих значительную долю ресурсов государства, и тем самым поставить под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. В этой ситуации логичным выглядит стремление к тому, чтобы решение проблемы коррупции, перешагнувшей национальные границы, выстраивать на глобальном уровне, не в последнюю очередь в связи с тем, что создание системы международных обязательств способно придать новый импульс действиям отдельных государств.

Вторая категория предпосылок к международному сотрудничеству кроется в потенциале (в том числе интеллектуальном), который международное сообщество имеет для выработки антикоррупционных стандартов. Безусловно, без осознания масштабов угрозы этот потенциал мог бы остаться и не задействован; в этом смысле можно говорить о тесной связи всех причин, побудивших государства перейти от полностью самостоятельных антикоррупционных решений к попыткам выстроить систему противодействия коррупции, основанную на международном сотрудничестве.

Несмотря на то, что на сегодняшний день граждан в большей степени волнуют экономическая и политическая стабильность в России, рост цен, социальные гарантии, своевременная выплата пенсий и зарплат, вопросы безопасности. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований. Но это не значит, что люди стали терпимее к коррупции. Ведь коррупция подрывает принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок, ослабляет экономическое развитие и разрушает доверие общества к власти в целом и к государственным органам в частности.

Масштабы этого негативного явления таковы, что, если смотреть глубже, коррупция способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Именно по этой причине борьба с коррупцией ведется в нашей стране последовательно и системно — от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов, органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.

Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена прежде всего на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

Прокурорами выявляется множество фактов коррупционных нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Среди выявленных нарушений: представление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение ими установленных обязанностей, запретов и ограничений, несоблюдение требований закона о контроле за расходами чиновников.

Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов.

На особом контроле прокуроров — надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории.

Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. При этом большое значение придается совместным целевым профилактическим мероприятиям, проверкам.

Конечно, эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Административным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.

Другой вид ответственности наступает за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, а также бывшего чиновника. Закон ограничил трудоустройство бывших чиновников, предусмотрев специальный порядок их приема на работу. Ответственность за его несоблюдение установлена ст. 19.29 КоАП РФ.

Одной из главных задач органов прокуратуры является минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений. В целях защиты интересов общества и государства прокуратурой на постоянной основе и во взаимодействии со всеми правоохранительными органами проводится работа по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности.

Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупционных преступлений составляет примерно 10% от суммы ущерба, причиняемого всеми видами преступлений в целом по России.

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

За несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность как за получение взятки, так и за дачу взятки и посредничество во взяточничестве.

ВЗЯТКА может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.

НАКАЗАНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (ст. 290 УК РФ):

ШТРАФ до 5 миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.

НАКАЗАНИЕ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ (ст. 291 УК РФ):

ШТРАФ до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 4 лет или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового;

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

НАКАЗАНИЕ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (ст. 291.1 УК РФ):

ШТРАФ до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового;

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.

НАКАЗАНИЕ ЗА МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (ст. 291.2 УК РФ),

а именно за получение, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей:

ШТРАФ до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ на срок до 3 лет;

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 4 лет;

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 3 лет.

Лицо, давшее взятку либо совершившее посредничество во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию и (или) пресечению преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело по данному факту.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1