Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Одпу устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения.
Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:
- ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
- Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
- УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
- Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
- Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
- Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
Уо должна учитывать возможные траты на замену одпу при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ.
Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
Узел учета тепловой энергии
Оценку и снятие параметров поступающего в многоквартирный дом ресурса осуществляет узел учета тепловой энергии. Комплекс — совокупность множества функциональных устройств, которые анализируют, контролируют и регистрируют получаемые сведения. Система объединяет несколько модулей: удается получить полную и достоверную картину количества и качества поставляемого ресурса.
Повсеместное внедрение энергосбережения, которое потребовало от собственников жилых помещений осуществить установку индивидуальных приборов учета, затронуло и общие системы подачи коммунальных ресурсов. Для этих целей потребовалась разработка принципов действия узла учета тепловой энергии.
Назначение
УУТЭ — техническая система, состоящая из устройств и агрегатов, установленных на участках начальной подачи теплоснабжения в многоквартирный дом, которая позволяет решать следующие задачи:
- Учет фактического объема поступающего ресурса и тепловой энергии. Избавляет от необходимости оплачивать потери, которые снабжающая компания несет из-за износа или повреждения линий.
- Контроль реальных показателей теплоносителя. Функция обеспечивает оценку действительного состояния подаваемого ресурса согласно нормам.
- Регистрация имеющихся параметров. Сохранение получаемой информации позволяет проводить комплексный анализ состояния системы, потребления и функционирования.
Узел учета используется для проведения коммерческой оценки теплоносителя и тепловой энергии в рамках исполнения Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ. Осуществляется удобный и выгодный взаиморасчет со сбытовой организацией. При правильно налаженном оборудовании собственники могут добиться реальной экономии.
Устройство
Стандартный проект УУТЭ предполагает определенный перечень обязательных элементов и включает следующие механизмы:
- Запорные агрегаты. Отсекают подачу ресурса.
- Грязевик или фильтры. Препятствуют проникновению взвеси и уберегают остальные приборы и общую систему от порчи, засорения.
- Термопреобразователь, который связан со счетчиком. Аппарат чаще всего вваривается во входную трубу.
- Прибор учета тепловой энергии (вычислитель). Современные модели решают целый комплекс задач, от измерения до вычисления разных параметров.
- Датчик давления. Монтаж обязателен, если многоквартирный объект потребляет тепла более 0,5 Гкал/час.
- Отдельно устанавливаются простой манометр и жидкостный термометр. Это вспомогательные элементы для обслуживающего персонала.
- Преобразователь расхода, после которого размещается задвижка.
Система устанавливается на входящем трубопроводе. На обратном участке будут находиться грязевик и термодатчик.
Популярностью пользуется несколько вариантов создания системы пунктов тепла. Схемы подключения горячей воды:
- Последовательное двухступенчатое. Классическое решение, при котором происходит разделение на два участка. Первый представляет собой входной трубопровод системы отопления, а второй — обратный. Удобство схемы в отсутствии необходимости наличия сетевой воды. Есть ряд существенных минусов, среди которых выделяют потребность в реализации системы автоматизированного регулирования, правильно распределять тепло.
- Параллельное одноступенчатое. Стандартный вариант, отличающийся простотой. Основная проблема — значительный расход сетевой воды, которая служит для создания водоснабжения. Принцип подключения: к системе отопления параллельно подключаются трубы подачи горячей воды.
- Смешанное двухступенчатое. Универсальное решение, которое позволяет быстро проводить нужные настройки. В отличие от предыдущего варианта, происходит последовательное подключение, а принцип реализации практически идентичен первой разновидности.
Многое зависит от особенностей многоквартирного дома и функционирующей системы отопления.
Установка УУТЭ
Чтобы смонтировать узел учета тепла, нужно действовать по определенной инструкции:
- В зависимости от формы управления многоквартирным домом проводится собрание, которое должно разрешить работы и согласовать порядок выплат (целевого расходования средств).
- Первоначально проводятся расчетные процессы. Процедуры выполняют специалисты, которые занимаются проектированием объектов теплоснабжения. Только после составления технической документации можно переходить к следующему этапу.
- Подается заявление на согласование работ в теплоснабжающую организацию. Без законных причин компания не может отказать в установке.
- После уточнения нюансов и получения разрешения проводится монтаж согласно утвержденной схеме. Оборудование программируется и настраивается.
- Комиссия от теплоснабжающей организации проверяет работоспособность теплового узла и принимает систему для коммерческого учета потребления ресурса.
Все приборы должны размещаться так, чтобы обеспечивать удобство контролирования, снятия и отладки.
Техническое обслуживание
Процесс дальнейшей эксплуатации:
- Все приборы, как и квартирные ИПУ, проходят опломбировку.
- Любые вмешательства допускаются только с ведома снабжающей организации.
- Поддерживать работоспособность и выполнять настройку должны лица с соответствующей квалификацией.
Чтобы избежать лишних проблем, рекомендуется для обслуживания привлекать специализированные компании или теплоснабжающую организацию.
Что такое УУТЭ в квитанции ЖКХ
Своевременные коммунальные платежи позволяют жильцам получать в должном объёме услуги по поставке энергоносителей и содержанию общедомовой собственности. Но наряду с очевидными газом, электроэнергией, холодной и горячей водой, отоплением, в квитанциях можно встретить строку с аббревиатурой УУТЭ.
Назначение УУТЭ
УУТЭ обозначает узел учёта тепловой энергии и включает комплекс оборудования, позволяющий, наряду с подсчётом поставленного в дом количества тепла, контролировать качественные показатели указанного ресурса, с регистрацией основных параметров.
Многие жильцы сомневаются в целесообразности использования данных систем. Но, кроме обязательности их установки, согласно требованиям законодательства, использование УУТЭ позволяет добиться следующих преимуществ:
- обеспечения точного контроля полученных ресурсов. В результате поставщик лишается возможности указать завышенное количество тепла, компенсируя потери в процессе транспортировки;
- кроме количественных показателей фиксируются качественные. У жильцов появляется возможность предъявить претензию к коммунальной организации, предоставляющей теплоноситель, не соответствующий установленным требованиям;
- оборудование позволяет отдельно учитывать расход холодной воды, во время отключения горячей.
Расходы на установку УУТЭ включают две составляющих:
- затраты на приобретение оборудования;
- оплату монтажных работ.
Цена монтажа определяется техническим состоянием трубопроводов дома. В процессе выполнения работ может возникнуть необходимость реконструкции или изменения схемы действующих коммуникаций, что повлечёт дополнительные расходы. Итоговые затраты отразятся в квитанциях, полученных жильцами.
Законные основания установки УУТЭ
Решение об использовании указанных узлов учёта регламентируется положениями следующих законодательных актов:
- Федеральным законом № 261-ФЗ, принятым в ноябре 2009 года и посвящённым вопросам энергосбережения;
- правительственным постановлением № 1034, подписанным в ноябре 2013 года, о вопросах коммерческого учёта теплоэнергии;
- Жилищным Кодексом, в ст. 158 которого владельцы жилья в МКД обязываются возмещать расходы на содержание дома, в зависимости от площади квартиры.
Учитывая нормы закона, все затраты на покупку и установку УУТЭ должны возмещаться жильцами, поэтому включаются отдельной позицией в квитанцию услуг ЖКХ.
Вопрос установки оборудования решается на общем собрании жильцов. Приобретение УУТЭ и заключение договора на выполнение монтажных работ поручается управляющей компании или ТСЖ. Если средств, которыми располагает УК, окажется достаточно для предстоящих затрат, работы выполняются за счёт имеющихся в наличии денег.
В противном случае расходы разделяются между жильцами и указываются в квитанции ЖКХ.
Использование УУТЭ для владельцев жилплощади в отношении платы за отопление
После установки учётных приборов, оплата производится в течение периода предоставления соответствующих услуг. Продолжительность отопительного сезона различается, в зависимости от сезона, но в среднем составляет около 7-ми месяцев. Платить необходимо не весь год, а во время предоставления услуг.
До момента установки УУТЭ плата за поставку тепла начисляется по принятым нормативам, что для владельцев жилья связано с существенным увеличением размеров платежей. Использование приборов по учёту поставленного ресурса позволяет экономить деньги плательщиков.
На законодательном уровне закреплена ответственность управляющей компании, не принявшей достаточных мер о необходимости установки прибора учёта тепла. Размер штрафа составляет:
- для организаций – до 150 тысяч рублей;
- для должностных лиц – до 30 тысяч.
Также предусмотрены административные штрафы коммунальщикам, необоснованно отказывающим в использовании УУТЭ в сопоставимых размерах указанным выше.
Если жильцы откажутся устанавливать прибор, они будут обязаны это сделать по решению суда, согласно исковому заявлению, поданному коммунальщиками. Дополнительно придётся возместить судебные издержки и оплатить назначенный штраф.
Применение УУТЭ позволяет владельцам жилплощади получить очевидные преимущества, аналогично ситуации с использованием любых других приборов учёта. А необходимые начальные затраты на приобретение и монтаж оборудования обязательно окупятся, при причине последующего снижения расходов на оплату поставки тепла.
Что такое установка УУТЭ в квитанции
Установка УУТЭ — это обустройство в многоквартирном доме узла учета тепловой энергии. При чем здесь квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг? Да при том, что платят за все собственники квартир.
Квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг скрывают в себе много интересного. Будем разбираться с тем, когда в них появляются новые строчки с незнакомой аббревиатурой. Например, многих жильцов интересует вопрос: что такое установка УУТЭ в квитанции? Рассмотрим эту проблему в деталях, и для начала узнаем, что же это такое.
Установка УУТЭ
Большинство российских многоквартирных жилых домов старой постройки подключены к централизованной системе отопления. При этом оплата за тепло осуществляется, что называется, «по нормам» из расчета за 1 кв. метр общей площади помещения.
Это неудобно тем, что такая оплата не зависит от фактической температуры в помещении. А ведь дома расположены на разном расстоянии от котельных и про проходе горячей воды по теплотрассам происходят потери тепла.
Значит, одни жильцы получают больше тепла, а другие меньше, но платят при этом одинаково. Несправедливо. Да и платить приходится круглый год, то есть даже летом, в отсутствие отопительного сезона. Потому что нормы рассчитаны на весь год, в противном случае выйдет очень дорого. Но иначе не получается.
Почему? Да потому что старые дома, построенные в советское и постсоветское время, не оборудованы индивидуальными узлами учета тепловой энергии (УУТЭ).
Значит, и определить, сколько именно за отопительный сезон получил тепла конкретный дом, не представляется возможным. Какой выход? Да очень простой: установить на дом этот самый УУТЭ.
Термин определен в Постановлении Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Он означает техническую систему, состоящую из:
- измерительных приборов;
- устройств учета тепловой энергии;
- устройств учета объема потребления тепла;
- устройств контроля и регистрации параметров теплоносителя.
Сама система учета тепловой энергии стоит дорого, также недешево обходится его установка. За чей счет это происходит? Конечно, за счет собственников помещений в многоквартирном доме, которые приняли соответствующее решение на общем собрании.
Ведь в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно собственники зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны нести расходы на установку приборов учета.
Строчка в квитанции ЖКХ
Поскольку установка УУТЭ обходится жильцам недешево, то по закону они могут не оплачивать всю сумму сразу. Организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить им рассрочку по платежам на срок до 5 лет.
То есть при заключении договора стоимость самой системы УУТЭ и ее установки делится на определенное число платежей, которые потом и включаются в квитанции ЖКХ отдельной строчкой. И эта строчка будет в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг столько лет, на сколько была предоставлена рассрочка платежа, то есть максимально 5 лет.
При этом после установки и введения в эксплуатацию УУТЭ собственники квартир больше не должны платить за тепло по нормативам. Оплата происходит по фактическим показаниям приборов учета и только во время отопительного сезона.
Летом за тепло платить больше не придется, а вот за установку УУТЭ деньги будут взимать круглый год до полного погашения суммы. Кстати, рассрочка не является единой для всех собственников помещений в многоквартирном доме, ее предоставляют индивидуально каждому. Поэтому кто-то будет вносить деньги год, а кто-то — максимальные 5 лет.
Уутэ — особый платеж
Поскольку стоимость прибора учета и его монтажа по Жилищному кодексу не относятся к услугам ЖКХ, хоть и включены в квитанцию отдельной строчкой, этот платеж имеет ряд особенностей:
- сумма не входит в общую задолженность по платежам за ЖКХ, если жилец не доплачивает или не платит совсем;
- пени за этот платеж не насчитываются;
- платеж имеет отдельный штрихкод;
- размер платежа определяет не управляющая организация, ТСЖ или муниципальные власти, а само предприятие тепловых сетей.
Однако вносить деньги по этой строке квитанции нужно обязательно. Если этого не делать, их взыщут через суд. И тогда уже насчитают и пени, и судебные издержки.