Успешная продажа жилья за шесть шагов или как быстро продать квартиру – советы профессиональных риэлторов. Пошаговая инструкция домовладельцам.
Рынок вторичной недвижимости подвижен и цены непостоянны. Определить реалистичную стоимость конкретной квартиры способны риэлторы, руководствующиеся текущей рыночной ситуацией.
Как продать квартиру быстро и выгодно
Выбор цены (первый шаг)
Можно попробовать самостоятельно выбрать цену, сравнивая свою недвижимость со схожими предложениями из специализированных газет и сайтов. Однако методология оценки жилья всегда более эффективна, если основывается на выборке за 5-7 лет, но доступ к подобным базам платный и имеется лишь у риэлторов-профи.
Игнорирование обстановки на рынке «вторички» вызовет зависание квартиры в статусе «продается». Даже если прошлым летом сосед по многоэтажке продал жилье аналогичной площади и схожего состояния на 600 тысяч рублей дороже – вовсе не значит, что ваша квартира стоит этих же денег. Рынок «вторички» переменчив.
Нередко инвесторы в жилую недвижимость оказываются в ситуации, когда текущая стоимость квартир становится ниже покупной и остается либо ждать лучших ценовых условий, либо, при потребности в средствах, продавать дешевле.
Подготовка жилья (второй шаг)
Предпродажная подготовка квартиры обязательна. Требуется полная уборка, устранение хлама и лишних вещей, постановка качественного освещения. Следует убрать визуальные напоминания о проживающих: фото в рамках, личные вещи, игрушки и т.п.
Наиболее важно вычистить секторы квартиры, где содержатся домашние питомцы – большинство покупателей негативно воспринимают жилье, служившее местом обитания животных.
В идеальном варианте следовало бы подготовить к показу лестничную площадку, но это сложнее, чем с помещениями квартиры. Граждане, интересующие покупкой квартиры, лучше реагируют на необжитые помещения, демонстрируемые в формате «шоурум» на подобии новостроек.
Подготовка документов (третий шаг)
Требуемые для сделки документы требуется готовить до предпродажных показов покупателям. Основной документацией для продажи квартиры являются:
- поэтажный план (экспликация);
- единый жилищный документ. Содержит перечень зарегистрированных в квартире граждан, сведения по квартплате (об отсутствии задолженностей);
- ЕГРН-выписка;
- согласие супруга (супруги), нотариально заверенное;
- справки из диспансеров (наркология, психоневрология).
Полный перечень предпродажных документов уточняйте у риэлтора. Обязательно обращайте внимание на длительность действия справок (сроки).
Отсутствие требуемых справок, любой из них, удлинит продажу квартиры – получить справку за сутки нереально. Покупатели зачастую ограничены по времени (истечение срока одобренного кредита, семейные причины и пр.). Учитывайте, что рынок «вторички» обычно полон предложениями и покупатель ждать подготовки документов не будет – уйдет.
Грамотная реклама (четвертый шаг)
Достоинства выделяются, недостатки… умалчиваются. Вроде просто.
Иногда продавцам квартир «не первой свежести» приходит идея использования в объявлении более привлекательных изображений из интернета – это ошибка.
Вести фотосъемку необходимо именно в помещениях продаваемого жилья (общие планы), подготовленного уборкой и освещенного. Фотографии требуются качественные, с хорошим разрешением.
Можно подготовить обзорную видеосъемку формата «3D-тур», дополнив ею рекламное объявление. Видео размещается на видеохостингах вроде ютуба или яндекс-видео, ссылка ставится в текст объявления.
Помимо внутренних особенностей продаваемой квартиры (стеклопакеты, «теплые полы» и т.п.) в объявлении следует указать также внешние характеристики: близкое расположение парка, метро в пешей доступности, дополнительные парковочные места, консьерж.
Рекламный маркетинг (пятый шаг)
Логика процесса простая: максимум рекламных площадок, тематически подходящих для публикации объявления. Простейшей и эффективной рекламной площадкой станут окна комнат и лоджии – на них выставляются баннеры о продаже.
Обязательно задействование соцсетей, даже листовочного формата информирования – размещения бумажных объявлений о квартире в ближайших домах (у подъездов).
При правильной презентации (фото, видео, текстовая часть) и соответствующей рыночной обстановке цене звонки начнутся скоро. Но целевыми (потенциальных покупателей) среди них будут ли 10%. Большая часть звонков поступит от риэлторов, «скучающих» и любопытных граждан.
Переговоры с покупателем (шестой шаг)
Встречая покупателя на показе, общаясь с ним в процессе обзора квартиры не вступайте в споры о состоянии помещений и коммуникаций. Пусть даже вами заменялись полгода назад батареи и поклеены красивые, как вы считаете, флизелиновые обои. У людей вкусы неодинаковы.
Если покупатель настаивает на значительной скидке, а вы торгуете квартирой без риэлтора и слабо разбираетесь в конъюнктуре жилищного рынка «вторички» — обещайте обдумать предложение и проанализируйте другие рыночные предложения. Посмотрите объявления в своем районе, позвоните продавцам и торгуйтесь за цену, чтобы узнать реальные расценки по конкурирующим квартирам.
Если внешне заинтересованные (потенциальные) покупатели после показа не перезванивают, чтобы назвать свою цену или объявить о намерении приобрести квартиру, позвоните им сами.
Выясните, что они думают о квартире по итогам показа и будут ли рассматривать, как объект покупки. Такие обзвоны дают ценную информацию, позволяющую внимательно обдумать ситуацию и пересмотреть сценарий следующих показов.