Как вернуть деньги за аренду жилья: если нет договора

Страховой депозит — это финансовые обязательства того, что квартирант будет платить вовремя и бережно относиться к чужому имуществу. Если что-то пойдёт не так, арендодатель вычтет из депозита сумму ущерба. А если никаких нарушений не было, сумму вернут в полном объёме.

Закон называет это «обеспечительный платёж», но на рынке недвижимости устоялось выражение «страховой депозит». Его мы и будем использовать.

Как выехать из съёмной квартиры и вернуть страховой депозит

Что нужно прописать в договоре найма о страховом депозите

О страховом депозите и его возвращении надо начать думать ещё при подписании договора найма. Вот что стоит в нём предусмотреть:

Когда собственник может взять деньги из депозита. На практике в договоре найма часто пишут, что депозит — это деньги, в которые наймодатель может «залезть» в случае любого нарушения нанимателем договора.

Нужно ли восполнять депозит после страхового случая и в какой срок

Например, вы залили соседей и на ремонт ушла вся страховая сумма. Должны ли вы заново вносить страховой депозит? Или «посчитаетесь» при выезде?

В какие сроки собственник должен вернуть обеспечительный платёж. Не во всех договорах есть срок, что позволяет собственникам кормить бывших арендаторов обещаниями. Но в законе такой срок указан чётко — 7 дней с момента, когда наниматель потребовал вернуть депозит.

К договору должен прилагаться акт-приёма передачи квартиры. Этот документ фиксирует, в каком состоянии квартира и вещи перешли к вам. Детально всё опишите, чтобы не оставить пространства для манипуляций в будущем.

Что стоит проверить и описать в акте приёма-передачи квартиры:

  • общее состояние квартиры и ремонта:  пола, потолка, стен, плитки в ванной, дверей и окон;
  • состояние инженерных систем: водопровода, канализации, системы отопления и вентиляции, газоснабжения и электричества, работу счётчиков;
  • работу кранов, розеток и выключателей;
  • наличие бытовой техники определённых брендов и её состояние (если она остаётся в квартире);
  • перечень и состояние мебели (если она остаётся в квартире);
  • наличие дорогих предметов интерьера и декора (картин, дизайнерских люстр и т. д.).
Читайте также:  Какие остаются документы после покупки квартиры?

Описывайте и фотографируйте все неисправности — сломанную мебель, сколы на плитке, протёртый линолеум — и приложите всё это к акту.

Если вы обнаружили поломки или другие неисправности после того, как приняли квартиру по акту, сфотографируйте это и отправьте наймодателю. Так у него будет меньше шансов свалить вину за испорченную вещь на вас.

Можно ли зачислять страховой депозит в счёт последнего месяца проживания 

Строго говоря, у депозита совсем другая цель — дать гарантию хозяину квартиры, что жилец будет платить вовремя, вернёт квартиру в целости и сохранности, когда срок договора закончится. По идее, эта гарантия должна работать до выезда жильцов.

С другой стороны, закон не запрещает засчитывать депозит в счёт последнего месяца проживания, хотя с юридической точки зрения в этот момент депозит перестанет быть депозитом и превращается в аванс.

Для нанимателя такое условие в договоре выгодно — не придётся «выбивать» свои деньги у собственника, а вот положения хозяина квартиры оно ухудшает — на месяц он теряет подстраховку.

Как грамотно «вернуть» квартиру и получить страховой депозит 

Если с хозяином отношения хорошие, проблем быть не должно. Если чувствуете, что с возвращением депозита могут возникнуть сложности, подстрахуйтесь:

  1. вовремя предупредите о том, что вы решили съехать. Действуйте формально: отправьте собственнику квартиры ценное письмо с описью вложения (адрес регистрации хозяина должен быть в договоре найма);
  2. приготовьте фотографии, сделанные во время передачи квартиры, чтобы на руках были доказательства;
  3. на встрече составьте и подпишите акт возврата и сфотографируйте состояние квартиры.

Если претензий нет, так и запишите: «наймодатель не имеет претензий к состоянию квартиры и к сроку её возврата». Если вы что-то испортили, укажите в акте сумму ущерба и сумму, которую собственник должен вернуть. Не подписывайте акт, если вы не согласны с суммой ущерба, попросите документы, подтверждающие её (например, чеки).  Если собственник по каким-то причинам отказывается вернуть депозит, запишите это в том же акте; — подготовьте просьбу о возврате депозита в письменной форме, отправьте заказное письмо (или ценное письмо с описью вложения). После этого у арендодателя будет 7 дней, чтобы вернуть деньги.

Читайте также:  Как оформить генеральную доверенность на все полномочия?

Важно: если депозит вам не вернули, проследите, чтобы в акте возврата не было фраз о том, что у нанимателя нет претензий к наймодателю.

Это могут быть разные выражения: «наниматель не имеет претензий к наймодателю по договору»; «у сторон нет финансовых требований друг к другу»; «все обязательства сторон по договору исполнены и т.п».

Если хозяин квартиры не вернул вам депозит, у него осталась эта обязанность перед вами.

Ссылка на основную публикацию