Как произвести отмену доверенности?

Проверка доверенности на подлинность и действительность может быть произведена различными способами. Прочитав статью, читатель узнает, о действительности и достоверности каких доверенностей можно узнать онлайн, как проверить доверенность на подлинность по номеру и какие еще данные для проверки необходимо иметь.

Кроме того, расскажем о других возможных способах проверки полномочий представителей.

Проверка доверенности на подлинность и действительность

При совершении сделки каждая из сторон обязана предоставить сведения о наличии достаточных правомочий для ее заключения. Действуя лично в своих интересах и от своего имени, достаточно представить документ, удостоверяющий личность (например, паспорт). В случае представления интересов третьих лиц, в том числе юридических, необходимо оформление специального документа — доверенности.

Ненадлежащим образом оформленные полномочия доверенного лица могут привести к признанию заключенной им от имени доверителя сделки незаключенной по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ.

Оформление доверенности ненадлежащим образом и представление интересов неуполномоченным лицом влечет к признанию сделки совершенной непосредственно представителем, по правилам ст. 183 ГК РФ.

Своевременно проведенная проверка правомерности действий представителя, а также соответствие предоставленных доверителем полномочий характеру совершаемой сделки позволят избежать неблагоприятных последствий.

Как проверить доверенность на подлинность в онлайн-режиме на сайте ФНП, по номеру и иным данным?

Доступным и самым простым способом проверить действительность доверенности является запрос сведений относительно доверенного лица непосредственно у доверителя. Однако сделать это не всегда возможно в силу различных объективных и субъективных причин, например, проживания доверителя в другом населенном пункте и т. д.

С целью регистрации сведений о выданных и отозванных документах в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I была введена глава VII.1 «Единая информационная система нотариата». В соответствии со ст. 34.3 указанного нормативного акта в информационную систему вносятся следующие сведения:

  • связанные с совершением нотариальных действий, включая удостоверение или отмену доверенности;
  • о внесении электронного образа документа в базу.

Указанные данные подлежат внесению в систему незамедлительно после совершения соответствующего нотариального действия.

В рамках исполнения положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате создан специальный сервер, аккумулирующий в себе данные о доверенностях, заверенных в нотариальном порядке. Для того чтобы онлайн проверить на подлинность доверенность, оформленную с 01.01.2017, необходимо:

  • перейти на сайт ФНП по адресу: http://reestr-dover.ru/;
  • выбрать вкладку «Проверить доверенность»;
  • заполнить сведения, в том числе реестровый номер доверенности, дату удостоверения, данные о нотариусе, работнике консульского учреждения или работнике органа местного самоуправления, заверивших доверенность (Ф.И.О.);
  • нажать кнопку «Найти».

В случае если необходимо проверить информацию об отмене доверенности, следует открыть соответствующую вкладку и воспользоваться поиском по одному из доступных критериев (реестровый номер, номер документа и пр.).

ВНИМАНИЕ! Проверять личность доверителя и доверенного лица должен нотариус. Об этом говорит судебная практика.

Подборка судебных решений от КонсультантПлюс: С. обратилась в суд с иском к страховой компании, застраховавшей риск гражданской ответственности нотариуса, о взыскании страхового возмещения. Иск обоснован тем, что 27 сентября 2016 г. нотариусом Х.

удостоверена доверенность, согласно которой П. уполномочила И. продать принадлежащую доверителю на праве собственности квартиру, в то время как от имени П. на основании поддельного паспорта действовала Ф.

Почему проверить нотариальную доверенность онлайн не получается?

Возникают ситуации, когда информация о документе, соответствующем установленным требованиям и удостоверенном нотариусом, в едином реестре отсутствует. В этом случае следует проанализировать причины ее отсутствия, в числе которых следует отметить:

  • оформление и выдача доверенности осуществлялись до 01.01.2017;
  • документ не удостоверен нотариусом;
  • оформление и выдача производились в день проверки.

Если ни одно из указанных обстоятельств не нашло подтверждения, следует обратиться за разъяснениями к нотариусу, удостоверившему документ, за разъяснением сложившейся ситуации. Рекомендуем, отложить совершение сделки с доверенным лицом до момента получения подтверждения выдачи.

Проверка доверенности по реквизитам: что нужно знать?

Самостоятельно проводить проверку доверенности на действительность следует с учетом положений норм гражданского законодательства, регламентирующих порядок оформления подобных документов. В частности, доверенность считается ничтожной при отсутствии в ее тексте даты выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

Законодателем закреплены основания для признания документа недействительным:

  • мнимость или притворность оформления односторонней сделки по выдаче доверенности;
  • несоответствие установленной законом формы документа, в том числе отсутствие нотариального удостоверения в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, например, при наличии возможности передоверия;
  • предоставление полномочий, заведомо противоречащих действующему законодательству, например, о совершении представителем сделок с имуществом, оборот которого запрещен;
  • несовершеннолетний статус доверителя либо признание его недееспособным;
  • внешнее противоправное воздействие на доверителя с целью оформления им доверенности (обман, злоупотребление доверием, применение насилия и пр.).
Читайте также:  Инструкция о том, как узнать кадастровую стоимость

При проверке доверенности в обязательном порядке следует запросить оригинал и документ, удостоверяющий личность доверенного лица. При совершении определенной сделки нужно проверить полномочия на совершение необходимых действий.

Можно ли проверить онлайн доверенности, которые не удостоверялись нотариусом?

Для проверки документа, нотариально удостоверенного, достаточно уточнить его реестровый номер и иметь доступ в интернет. Однако неудостоверенные доверенности не вносятся в базу данных.

Если доверенность не удостоверялась нотариусом, а выдана, например, руководителем юридического лица, то проверить ее действительность онлайн невозможно. Это связано с тем, что обязанности по внесению в единый реестр информации о не удостоверенных нотариусом доверенностях законом не предусмотрено.

Для проверки требуется обратиться к единоличному исполнительному органу организации, выдавшему доверенность.

Итоги

В заключение отметим, что проверка действительности и достоверности нотариально заверенных доверенностей достаточно проста и требует лишь доступа в интернет (можно проверить доверенность на сайте ФНП). Однако ненотариальные документы проверить таким способом нельзя.

В россии могут появиться реестры недееспособных лиц и уведомлений об отмене «электронных» доверенностей

19 марта в Госдуму внесен пакет поправок, направленных на создание в Единой информационной системе нотариата двух новых реестров: недееспособных (ограниченно дееспособных) лиц и уведомлений об отмене «электронных» доверенностей (законопроекты № 925860-7 и № 925889-7).

Реестр уведомлений об отмене «электронных» доверенностей

Так, законопроект № 925860-7 призван обеспечить возможность публикации сведений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме и не удостоверенных нотариально.

Как указано в пояснительной записке, ст. 189 ГК РФ обязует лицо, выдавшее доверенность, известить о ее отмене того, кому эта доверенность была выдана, а также известных ему иных лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность.

При этом если доверенность нотариальная, сведения о ее отмене вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, свободный доступ к которому при помощи Интернета может получить любое лицо.

Если доверенность совершена в простой письменной форме, сведения о ее отмене могут быть опубликованы в официальном издании, где публикуются сведения о банкротстве (согласно Распоряжению Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р таким СМИ является газета «Коммерсантъ»).

Отмечается, что от формы доверенности и, соответственно, способа публикации сведений о ее отмене зависит момент, с которого третьи лица, не извещенные до указанного в законе момента выдавшим доверенность лицом, считаются извещенными об отмене.

Так, в случае отмены нотариальной доверенности презюмируется, что информация об этом известна всем на следующий день после внесения соответствующих сведений в реестр нотариальных действий.

При отмене простой письменной доверенности третьи лица считаются извещенными по истечении месяца со дня публикации таких сведений в соответствующем СМИ.

Однако, как указано в пояснительной записке, такой подход не полностью учитывает потребности участников гражданского оборота, поскольку оставляет за пределами правового регулирования порядок публикации сведений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме и не удостоверенных нотариально, «в то время как именно они составляют большую часть всех совершаемых гражданами доверенностей».

Наряду с этим существующий механизм публикации сведений об отмене доверенностей, не удостоверенных нотариально, не содержит возможности публикации соответствующей информации в электронном формате, даже в отношении доверенностей, совершенных с использованием электронных или иных технических средств.

Кроме того, разработчики полагают, что полное прекращение полномочий поверенного лишь по истечении месяца со дня публикации соответствующих сведений в печатном СМИ не соответствует потребностям цифровизации экономики. На этом основании Правительство РФ в феврале 2019 г.

приняло решение о необходимости сокращения данного срока. Дополнительно в пояснительной записке подчеркивается, что столь долгий срок создает риски злоупотребления поверенными своими правами в период между публикацией сведений об отмене доверенности и юридическим прекращением их полномочий.

Отмечается, что отсутствие в законодательстве положений о публикации сведений об отмене доверенности, совершенной в электронной форме и не удостоверенной нотариально, создает неоправданные различия между удостоверенной и не удостоверенной нотариально доверенностями.

Разработчики проекта поправки указали, что отмена такой доверенности посредством публикации в настоящее время не востребована из-за юридических рисков использования такого механизма.

Фактически действующее регулирование стимулирует граждан и юрлиц осуществлять нотариальную отмену доверенности, даже если она не удостоверена нотариально, что влечет дополнительные расходы.

На этом основании предлагается предоставить участникам гражданского оборота возможность публиковать сведения об отмене доверенности, совершенной в форме электронного документа, в реестре уведомлений об отмене доверенностей. При этом если третьи лица не были извещены об отмене ранее, они будут считаться извещенными на следующий день после внесения сведений в указанный реестр.

Читайте также:  Как получить выписку из реестра прав?

Законопроект сохраняет возможность публикации сведений об отмене доверенности в печатном издании, если документ был составлен в простой письменной форме на бумаге.

Таким образом, полагают разработчики проекта, обеспечивается гибкость нормативно-правового регулирования, а также сохраняются гарантии прав граждан и юридических лиц, находящихся на территориях без доступа или с ограниченным доступом к Интернету.

В целях нормативного регулирования отношений, связанных с реестром уведомлений об отмене доверенностей, разработан законопроект № 925889-7. Предполагается, что данный реестр дополнит предусмотренные Основами законодательства о нотариате механизмы публикации в Единой информационной системе нотариата сведений об отмене доверенностей, удостоверенных нотариально.

Для предотвращения возможных злоупотреблений и обеспечения достоверности информации, вносимой в реестр уведомлений об отмене доверенностей, предусмотрено обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи, которая подлежит проверке оператором ЕИС нотариата.

Кроме того, оператора предлагается наделить обязанностью обеспечить ежедневный, круглосуточный и бесплатный доступ неограниченного круга лиц к сведениям об отмененных доверенностях, совершенных в электронной форме (за исключением информации об адресах электронной почты и данных, удостоверяющих личность).

При этом разработчики исходят из того, что появление нового реестра не увеличит расходы государства, поскольку «реализация федерального закона будет осуществлена за счет средств Федеральной нотариальной палаты».

Реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Законопроект № 925860-7 предполагает создание еще одного ресурса – реестра лиц, признанных недееспособными и ограниченных в дееспособности.

Необходимость такого реестра, по мнению разработчиков проекта, объясняется отсутствием в России информационного ресурса, содержащего сведения о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Также не предусмотрен централизованный порядок регистрации или учета таких граждан. Как указано в пояснительной записке, такой порядок крайне необходим, поскольку потребность в оперативном установлении дееспособности лица возникает при заключении сделок, совершении значимых для брачно-семейных отношений действий и решении других вопросов.

«К сожалению, следует признать, что существующие механизмы предоставления сведений о признании граждан недееспособными и ограниченно дееспособными являются неэффективными, в том числе по причине отсутствия оперативности получения такой информации», – сообщается в документе.

Отсутствие в России такого единого информационного ресурса, полагают разработчики проекта, значительно затрудняет выяснение нотариусом дееспособности обратившихся за совершением нотариального действия лиц, что в результате создает ситуации правовой неопределенности и нестабильности общественных отношений.

«Правовая неопределенность относительно дееспособности граждан приводит, в свою очередь, к правовым конфликтам и необходимости их разрешения в судебном или ином порядке, что наиболее очевидно прослеживается на примере совершения сделок, – указано в пояснительной записке.

– Неполнота информации о дееспособности стороны правоотношения приводит к тому, что совершенные сделки и иные юридически значимые действия находятся под угрозой признания их недействительными».

Там же напоминается о загруженности судов, которая неизбежно увеличивается в связи с необходимостью установления в рамках разрешения подобных споров факта недееспособности или ограниченной дееспособности граждан, в то время как ведение реестров фактов, имеющих юридическое значение, существенно облегчает процесс доказывания, что в конечном итоге позволяет спрогнозировать исход разрешения правового конфликта, не доводя его до суда.

С учетом этого предлагается создать реестр лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, включив его в число реестров Единой информационной системы нотариата. Как отмечается в пояснительной записке, ФНП обладает достаточными для реализации такой инициативы ресурсами и опытом ведения иных реестров.

«Наконец, на нотариуса, как гаранта законности сделки, законом возложена обязанность по проверке дееспособности сторон сделки, что делает его одним из ключевых потенциальных пользователей реестра», – привели еще один аргумент разработчики документа.

Как указано в финансово-экономическом обосновании к проекту, создание такого реестра также не повлечет увеличение расходов бюджета – их предлагается возложить на ФНП.

Отметим, что сразу после внесения данного законопроекта в Госдуму ФНП опубликовала на своем сайте новостной материал, в котором подтвердила готовность создать реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.

По мнению главы ФНП Константина Корсика, создание такого реестра – «крайне полезная инициатива, направленная на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота».

Адвокаты оценили проекты положительно, указав при этом на аспекты, требующие доработки

Адвокат АБ «Линия права» Кирилл Коршунов в комментарии «АГ» сообщил, что в своей практике редко сталкивался с электронными доверенностями.

«Поэтому я не согласен с приведенным в пояснительной записке доводом, что доверенности в электронной форме составляют большую часть всех выдаваемых гражданами доверенностей. По моему опыту, граждане чаще всего выдают обычные нотариальные доверенности.

Читайте также:  Инструкция о том, как продать квартиру самому

Тем не менее оцениваю инициативу положительно, поскольку она минимизирует риск мошенничества и злоупотреблений», – считает он.

Особенно ценно, по мнению эксперта, предложение сократить срок, в течение которого третьи лица по умолчанию считаются уведомленными об отмене электронной доверенности. «Это важно, поскольку доверенности просто так не отменяют. Скорее всего, есть основания усомниться в представителе», – пояснил Кирилл Коршунов.

Адвокат согласился с тем, что мотив внесения законопроекта логичен – «закрыть» пробел и гармонизировать регулирование. «Однако с точки зрения юридической техники я бы доработал проект. Во многих местах диспозиция норм ГК изложена путем отсылки к определенному абзацу. Это неудобно, учитывая, что в Кодексе абзацы не пронумерованы. Других минусов проекта я не вижу», – подытожил он.

Менее позитивно Кирилл Коршунов оценил создание реестра недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. «Несмотря на то, что я положительно оцениваю этот проект, большой пользы в нем не вижу, поскольку большинству участников оборота данный ресурс будет недоступен. Доступ к реестру имеет ограниченный круг лиц.

Единственный рабочий вариант проверить дееспособность контрагента по этому реестру – провести сделку через нотариуса», – пояснил свою позицию эксперт.

Он добавил, что теоретически возможна ситуация, когда каждый из контрагентов запрашивает из реестра недееспособных подтверждение отсутствия сведений о нем самом в этом реестре и предоставляет выписку контрагенту в качестве доказательства своей дееспособности. Однако из законопроекта непонятно, могут ли граждане обращаться с запросом о выдаче сведений об отсутствии их в реестре недееспособных, подчеркнул Кирилл Коршунов.

«В пояснительной записке отмечается, что предполагается предоставить доступ к реестру не только нотариусам, но и адвокатам. Однако в тексте законопроекта адвокаты не указаны в числе лиц, имеющих доступ к реестру. Видимо, адвокатов «зашифровали» в абстрактной категории «представители лица, признанного недееспособным».

На мой взгляд, адвокат из-за специфики деятельности и особого статуса должен иметь доступ к такому реестру без доверенности», – резюмировал эксперт.

По мнению ведущего адвоката практики разрешения споров АБ «A-PRO» Анны Долматовой, действующий механизм извещения об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, выглядит бюрократичным, а порядок уведомления об отмене электронной доверенности и вовсе не урегулирован законодательством.

«Статья 189 ГК предлагает уведомлять об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, путем размещения сведений об этом в официальном печатном издании, где публикуются сведения о банкротстве.

При этом срок прекращения полномочий по этой доверенности наступает только спустя 30 дней после публикации, что создает риск злоупотребления поверенным своими правами, а также возникновения судебных споров о наличии полномочий на совершение юридически значимых действий», – пояснила она.

По мнению эксперта, предлагаемые поправки в ст. 189 ГК можно оценить положительно, поскольку они позволят любому участнику гражданского оборота проверить действие отдельных «ненотариальных» доверенностей в режиме онлайн.

«Принятие законопроекта о создании реестра недееспособных граждан позволит значительно снизить риски при совершении сделок с имуществом, участниками которых являются недееспособные либо ограниченные в дееспособности лица», – считает Анна Долматова.

Такой реестр даст дополнительную возможность участникам сделок проявить должную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, несмотря на то что сведения будут предоставляться лицам, исчерпывающий перечень которых указан в законопроекте.

«Сегодня при совершении сделок с недвижимостью сведения о дееспособности сторон можно получить только из Единого государственного реестра недвижимости, куда вносятся сведения о недееспособности лица только в том случае, если на момент признания недееспособным лицо является собственником недвижимости.

Если зарегистрированное право собственности у такого гражданина отсутствует, то и сведения о его недееспособности в ЕГРН не включаются», – рассказала Анна Долматова.

Создание единого реестра, содержащего сведения о недееспособности в отношении конкретного лица, будет, по ее мнению, способствовать получению более актуальной информации, чем при использовании ЕГРН.

Адвокат добавила, что наделение ФНП полномочиями по созданию и ведению данного реестра существенно сэкономит время и снизит затраты на соответствующие запросы в рамках подготовки к совершению сделок.

«Например, при проверке документов по сделке, которая будет совершена в нотариальной форме, нотариусу не потребуется запрашивать сведения о дееспособности участников в ЕГРН – он сможет получить их самостоятельно в ФНП, членом которой является», – отметила Анна Долматова.

Ссылка на основную публикацию